Что дает полис осаго автовладельцу

 

В чем заключается суть обязательного автострахования ОСАГО и каков принцип работы системы. Что является объектом страхования, кто выступает субъектами, а кто выгодоприобретателем по полису? Что страхуется и не страхуется по ОСАГО. Содержание1 Как работает полис ОСАГО при ДТП1.1 Что дает ОСАГО при ДТП1.2 Что покрывает страховка1.3 Пределы страховых выплат2 Как получить выплату по ОСАГО виновнику ДТП. Подробная инструкция по..

Особенности российского обязательного страхования

Обязательное страхование автомобилей для жителей многих европейских стран уже с середины прошлого столетия является обычной процедурой. Автолюбители же Российской Федерации узнали об ОСАГО только с июля 2003 года, когда начал действовать соответствующий закон. До этого момента владельцы транспортных средств могли оформлять договор со страховыми компаниями по своему желанию, то есть добровольно. Если провести сравнение ОСАГО в РФ с другими странами, в отечественном можно выделить некоторые нюансы:

  • правила и тарифы назначаются Правительством и Центральным банком Российской Федерации;
  • как в европейских странах, так и на территории России ОСАГО содержит понятия «европротокол» и «прямое возмещение». В случае мелкого ДТП страхователь, благодаря европротоколу, может получить компенсацию в страховой конторе без обращения в Госавтоинспекцию. Прямое возмещение позволяет участникам аварии отправиться в свои страховые компании, а не к страховщику виновника ДТП, но только в том случае, когда в результате дорожного происшествия повреждено не больше двух машин и нет пострадавших. Кроме того, оба автовладельца должны иметь полис ОСАГО. Отличие российского обязательного автострахования долгое время заключалось в том, что прямое возмещение было альтернативно, чего не скажешь о Европе (там прямое возмещение было и есть безальтернативно). ОСАГО в России давало водителю право выбирать между своим страховщиком и страховой конторой виновника ДТП. Однако подобная свобода выбора очень часто оборачивалась против пострадавшего, потому что страховщики старались отправить его в другие страховые компании. Этот недостаток российского прямого возмещения был устранен в августе 2014 года поправками в соответствующий закон;
  • существуют скидки за безаварийность. Например, если год прошел без аварийных ситуаций, то полагается скидка 5%. Однако в случае дорожного происшествия взнос увеличивается в зависимости от количества аварий по вине водителя, на которого оформлен полис.

ОСАГО – что это и для чего предназначено?

Данный вид страховки обязателен для всех водителей, при этом отсутствие страхового полиса или же его некорректное заполнение, просроченный документ и пр. будут поводом для наложения штрафных санкций и даже судебного разбирательства.

Т.е. такая услуга позволит вам существенно сэкономить, ведь если в ДТП виноваты вы, страховка покроет необходимые траты на выплату возмещения пострадавшему лицу, разумеется, если сумма возмещения меньше максимально допустимой страховой выплаты.

Если же виновником аварии является другой водитель, расходы на восстановление вашего транспортного средства будет покрывать его страховая компания. Как видно, вы в любом случае будете в выигрыше, если вы виноваты, то ничего не потратите, если вы пострадавшая сторона, то получите должное возмещение.

ОСАГО защищает страхователя в результате наступления следующих страховых случаев:

  • страхователь сбил человека, в результате чего пострадавший получил телесные повреждения любой степени тяжести, вплоть до летального исхода;
  • в результате ДТП был нанесен ущерб другим автомобилям;
  • авария привела к травмам водителя или пассажиров другого авто;
  • в результате движения транспортного средства был нанесен ущерб любой степени тяжести человеку, животному, зданию и любому другому предмету или объекту.

На все вышеперечисленные страховые случаи распространяется полноценное действие полиса ОСАГО.

Что из себя представляет ОСАГО?

ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности, являющееся самым распространенным автострахованием в России. Согласно действующему законодательству любой вид гражданской ответственности предполагает возмещение причиненного ущерба потерпевшей стороне. Это правило относится и к автогражданской ответственности, согласно которой каждый водитель обязуется компенсировать любой возможный вред на дороге.

Например, если автовладелец врезался в другую машину, то он покрывает ремонт транспорта, или задел пешехода, то оплачивает лечение пострадавшего. Закон «Об ОСАГО» был разработан для того, чтобы потерпевшая сторона гарантированно получала возмещение причиненного ущерба, что раньше было достаточно проблематично: каждый из участников аварии имел свое мнение о том, кто прав, а кто виноват, и какой размер компенсации требовать с виновника дорожного происшествия.

Следовательно, чтобы в результате ДТП не создавались дополнительные конфликтные ситуации и покрывался причиненный ущерб, был узаконен страховой полис ОСАГО. После утверждения данного закона возмещение вреда, произошедшего на дороге, берет на себя страховщик.

Отличие обязательного автострахования от КАСКО

Для того чтобы провести сравнение между ОСАГО и КАСКО необходимо разобраться, что из себя представляет последний вид страховки. КАСКО — это добровольное страхование своего транспортного средства от возможных аварийных ситуаций на дороге и во время стоянки. Каждая страховая компания, которая предоставляет такую услугу, может устанавливать собственные правила и прописывать в договоре КАСКО необходимые ей права и обязанности.

Следовательно, каждый автовладелец имеет право выбирать себе страховую компанию исходя из предлагаемых условий. Что касается цены на полис КАСКО, то она регулируется исключительно страховщиками и зависит от стоимости машины и от оценки вероятности наступления возможного риска. Итак, очевидные отличия обязательного автострахования от КАСКО можно выделить в следующий список:

  1. полис ОСАГО:
    1. распространяется на гражданскую ответственность страхователя;
    2. должен обязательно заключить каждый автовладелец;
    3. у всех страховщиков содержит одинаковые условия и правила, которые регулируются исключительно Правительством;
    4. имеет фиксированную стоимость согласно тарифам Минфина;
    5. действует только на те дорожные происшествия, в которых виновато указанное в договоре лицо;
    6. покрывает предполагаемую среднюю стоимость ремонтных работ по калькуляции, учитывая степень износа деталей;
    7. определяет 120 тысяч рублей за ущерб имуществу и 160 тысяч рублей за вред жизни и здоровью (данные суммы устанавливаются законодательством РФ);
    8. не имеет ограничений по возрасту машины;
  2. полис КАСКО:
    1. распространяется исключительно на автомобиль страхователя;
    2. является добровольным видом страхования;
    3. у каждого страховщика может иметь свои условия и правила, что дает возможность автовладельцу выбирать наиболее подходящий лично ему договор страхования;
    4. не имеет фиксированной цены, поскольку она определяется от стоимости авто и от оценки степени риска;
    5. начинает действовать при любом ДТП, а также в результате правонарушений со стороны третьих лиц (в том числе кража и угон), пожара, стихийных бедствий, падений на транспортное средство посторонних предметов и т. п.;
    6. оплачивает реальную стоимость ремонтных работ по восстановлению машины либо ее полную стоимость на момент страхового случая;
    7. определяет страховую сумму исходя из действительной стоимости застрахованного авто на момент подписания договора;
    8. имеет ограничения по возрасту машины (обычно не более 7-10 лет).
Фото 1

Основные особенности автострахования

Главной особенностью автостраховки является определение ущерба после случившегося дорожного происшествия. Вызвано это тем, что в последнее время фирмам-страховщикам все чаще приходится оплачивать крупные страховые суммы. Стоимость же самих полисов при этом остается невысокой (а благодаря применению понижающих коэффициентов возможны и значительные скидки, причем все это регламентировано государством и компании ничего не могут изменить самостоятельно).

В связи с этим рентабельность от такой страховой деятельности каждый год падает, а порой становится и вовсе невыгодной. Именно поэтому страховщики стараются при определении нанесенного ущерба насчитать как можно меньшую сумму. Здесь существуют несколько вариантов.

Первый из них — это указание экспертом не всех повреждений, полученных автомобилем, а, как следствие, меньшая сумма на ее восстановление. Близким к этому способом является и оценка по бумагам, предоставляемым дорожной инспекцией: в них очень часто не указана даже половина всех повреждений (вызвано это тем, что они составляются с совершенно иной целью, а не для оценки). Сюда же относится и экспертиза машин, ранее уже побывавших в авариях. В этой ситуации суммы, выплачиваемые для восстановления доаварийного состояния, могут оказаться совсем небольшими.

Еще одной хитростью, служащей для снижения страховой суммы, является указание слишком высокого коэффициента износа автомобиля. Чем он выше, тем состояние машины хуже, а, значит, и тем меньше денег понадобится на ее ремонт (правда, стоит отметить, что по закону об автостраховании общий показатель износа не может превышать 50%). Последней, но все же распространенной уловкой является некорректное указание необходимых для ремонта деталей — вместо оригинальных новых частей указывается рыночная стоимость их аналогов либо запчастей, уже побывавших в употреблении.

Сразу понятно, что при реальном ремонте и установке оригинальных деталей той суммы, которую насчитал и выплатил страховщик, не хватит для его проведения — автомобилисту придется доплачивать недостающее за свой счет. Кроме этого, иногда компании могут занижать не стоимость частей, а стоимость работы автослесарей, ремонтников, и других работников автомастерских, а также указывать заниженные показатели времени, необходимого для ремонта. В этой ситуации водителю также придется доплачивать.

Правда, есть и положительный для автолюбителей момент — в случае, если водитель управлял своей машиной целый год без аварий, то на следующий год он может оформить автостраховку по более низкой цене (в соответствии с таблицей коэффициентов). Со временем (если хорошие показатели будут сохраняться от года к году) эта скидка может достичь вполне серьезного размера.

Когда страховщики откажутся платить

Надо сразу сказать, что далеко не во всех ситуациях страховые фирмы обязаны выплачивать компенсацию. Их список довольно большой, и знать их нужно каждому автолюбителю.

Так, в случае, если пострадавшим в аварии автомобилем управлял водитель, не указанный в автостраховом полисе, то и страховка выплачиваться не будет (даже если владелец авто оформил на себя страховку по всем правилам). Это ситуация является одной из наиболее распространенных. Кроме этого, страховка не компенсирует следующие виды ущерба:

  • моральный (нанесенный пострадавшему лицу);
  • возмещение за так называемую «упущенную выгоду» (например, водитель использовал автомобиль для бизнеса, а в результате аварии получился простой);
  • ущерб, нанесенный машине на специально отведенных территориях для учебной и тренировочной езды, а также треках для соревнований;
  • компенсация повреждений, полученных в результате перевозки горючих, взрывоопасных и других подобных грузов (кроме случаев, если для их перевозки был составлен отдельный договор);
  • возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде.

Кроме этого, не подлежит компенсации ущерб, полученный работником при исполнении им обязанностей (в данном случае выплачивать необходимую сумму будет работодатель), а также ущерб, нанесенный транспортным средством при его движении по территории производственного предприятия либо внутри цеха.

Также не компенсируется вред, нанесенный архитектурным сооружениям, историческим ценностям и объектам, относящимся к «интеллектуальной собственности». Ну, и как уже ранее описывалось, не подлежат возмещению суммы, превышающие установленный максимальный размер возможной компенсации (взыскать их можно только с самого виновника дорожного происшествия в судебном порядке).

КАСКО и ОСАГО

Что нужно об этом знать? Многих автолюбителей интересует порядок выплат при ДТП в случае наличия страховок ОСАГО и КАСКО. Согласно правилам выплат, водители вполне могут застраховаться и получить финансовое возмещение еще и по КАСКО. Однако здесь важно учитывать, что общим принципом страхования является не обогащение застрахованного лица, а возмещение причиненного ущерба.

Правила тарификации

Стоимость страхования данного типа одинакова для любой страховой компании, в отличие от иных индивидуальных типов страховки, к примеру, КАСКО, обязательное автострахование рассчитывается по правилам, регламентированным законодательными актами.

Цена страховки варьируется от четырех основных показателей:

  • типа автомобиля – для грузового и легкового транспорта действуют разные коэффициенты расчета;
  • территориальное предназначение – в зависимости от места регистрации авто выбирается определенный тариф, установленный законом для данного региона;
  • опыт клиента – в этом показателе учитывается возраст и фактический стаж вождения автомобиля страхователя, чем моложе клиент и чем меньше он имеет опыта за рулем, тем дороже выйдет страховка.
  • коэффициента безаварийного вождения — показатель КБМ зависит от того, были ли у вас в прошлом страховые случаи.

От чего защищает полис автострахования

Фото 3

Законодательное регулирование обязательного страхования ОСАГО началось в 2002 году с принятием Федерального Закона №40. Данный нормативно-правовой акт дает определение ОСАГО и устанавливает правила и порядок страхования.  

В силу неосведомленности, многие отождествляют термин «владелец» с термином «собственник». Законодательство в сфере гражданского права включает право владения в право собственности, однако не уравнивает их: собственник автомобиля владеет последним, однако у владельца при этом не возникает право собственности.

Полис ОСАГО не привязывается к определенному автомобилю, его целью является защита окружающих и их имущества от риска невыплаты виновным лицом возмещения в случае аварии. Следовательно, водитель может не иметь машины в собственности, но полис автогражданки он иметь обязан.

Безусловно, автостраховой полис не сумеет защитить автолюбителя от аварии. Зато он сможет защитить его от очень больших расходов на возмещение ущерба (в случае, если водитель был виновником случившегося) или же наоборот, защитить от траты личных средств на ремонт своей автомашины (в ситуации, когда водитель оказался потерпевшим).

Причем выплачиваемые на настоящий момент суммы достаточны для того, чтобы полностью выполнить ремонт средней степени сложности на большинстве серийных автомашин. Еще одним плюсом такой страховки является достаточно быстрый срок ее выплаты и гарантия в получении.

Проще говоря, если произошло какое-либо дорожное происшествие и оба его участника имеют действующий автостраховой полис, то пострадавший автомобилист в любом случае получит страховое возмещение, а виноватый — избежит необходимости возмещения ущерба из своего кармана (кстати, как выше уже упоминалось, это касается не только автомобилей, но и аварий с другими участниками движениями — пешеходами, мотоциклистами, а также нанесения ущерба чьей либо собственности).

Главной особенностью автостраховки является определение ущерба после случившегося дорожного происшествия. Вызвано это тем, что в последнее время фирмам-страховщикам все чаще приходится оплачивать крупные страховые суммы. Стоимость же самих полисов при этом остается невысокой (а благодаря применению понижающих коэффициентов возможны и значительные скидки, причем все это регламентировано государством и компании ничего не могут изменить самостоятельно).

В связи с этим рентабельность от такой страховой деятельности каждый год падает, а порой становится и вовсе невыгодной. Именно поэтому страховщики стараются при определении нанесенного ущерба насчитать как можно меньшую сумму. Здесь существуют несколько вариантов.

Первый из них — это указание экспертом не всех повреждений, полученных автомобилем, а, как следствие, меньшая сумма на ее восстановление. Близким к этому способом является и оценка по бумагам, предоставляемым дорожной инспекцией: в них очень часто не указана даже половина всех повреждений (вызвано это тем, что они составляются с совершенно иной целью, а не для оценки).

Еще одной хитростью, служащей для снижения страховой суммы, является указание слишком высокого коэффициента износа автомобиля. Чем он выше, тем состояние машины хуже, а, значит, и тем меньше денег понадобится на ее ремонт (правда, стоит отметить, что по закону об автостраховании общий показатель износа не может превышать 50%).

Сразу понятно, что при реальном ремонте и установке оригинальных деталей той суммы, которую насчитал и выплатил страховщик, не хватит для его проведения — автомобилисту придется доплачивать недостающее за свой счет. Кроме этого, иногда компании могут занижать не стоимость частей, а стоимость работы автослесарей, ремонтников, и других работников автомастерских, а также указывать заниженные показатели времени, необходимого для ремонта. В этой ситуации водителю также придется доплачивать.

Правда, есть и положительный для автолюбителей момент — в случае, если водитель управлял своей машиной целый год без аварий, то на следующий год он может оформить автостраховку по более низкой цене (в соответствии с таблицей коэффициентов). Со временем (если хорошие показатели будут сохраняться от года к году) эта скидка может достичь вполне серьезного размера.

Для того чтобы провести сравнение между ОСАГО и КАСКО необходимо разобраться, что из себя представляет последний вид страховки. КАСКО — это добровольное страхование своего транспортного средства от возможных аварийных ситуаций на дороге и во время стоянки. Каждая страховая компания, которая предоставляет такую услугу, может устанавливать собственные правила и прописывать в договоре КАСКО необходимые ей права и обязанности.

Следовательно, каждый автовладелец имеет право выбирать себе страховую компанию исходя из предлагаемых условий. Что касается цены на полис КАСКО, то она регулируется исключительно страховщиками и зависит от стоимости машины и от оценки вероятности наступления возможного риска. Итак, очевидные отличия обязательного автострахования от КАСКО можно выделить в следующий список:

  1. полис ОСАГО:
    1. распространяется на гражданскую ответственность страхователя;
    2. должен обязательно заключить каждый автовладелец;
    3. у всех страховщиков содержит одинаковые условия и правила, которые регулируются исключительно Правительством;
    4. имеет фиксированную стоимость согласно тарифам Минфина;
    5. действует только на те дорожные происшествия, в которых виновато указанное в договоре лицо;
    6. покрывает предполагаемую среднюю стоимость ремонтных работ по калькуляции, учитывая степень износа деталей;
    7. определяет 120 тысяч рублей за ущерб имуществу и 160 тысяч рублей за вред жизни и здоровью (данные суммы устанавливаются законодательством РФ);
    8. не имеет ограничений по возрасту машины;
  2. полис КАСКО:
    1. распространяется исключительно на автомобиль страхователя;
    2. является добровольным видом страхования;
    3. у каждого страховщика может иметь свои условия и правила, что дает возможность автовладельцу выбирать наиболее подходящий лично ему договор страхования;
    4. не имеет фиксированной цены, поскольку она определяется от стоимости авто и от оценки степени риска;
    5. начинает действовать при любом ДТП, а также в результате правонарушений со стороны третьих лиц (в том числе кража и угон), пожара, стихийных бедствий, падений на транспортное средство посторонних предметов и т. п.;
    6. оплачивает реальную стоимость ремонтных работ по восстановлению машины либо ее полную стоимость на момент страхового случая;
    7. определяет страховую сумму исходя из действительной стоимости застрахованного авто на момент подписания договора;
    8. имеет ограничения по возрасту машины (обычно не более 7-10 лет).
Фото 3

Что дает ОСАГО при аварии

Теперь давайте обсудим тему более детально. С 2003 года каждый автовладелец обязан иметь полис ОСАГО, который является доказательством наличия договора между страховой компанией (СК) и автовладельцем. Он же является своеобразным гарантом того, что виновнику не потребуется в полном объеме рассчитываться за допущенное им ДТП или же и вовсе не придется самостоятельно возмещать какие-либо расходы потерпевшей стороне.

К сожалению, дорожно-транспортные происшествия не настолько редки, как бы этого хотелось. Вот только при наличии полиса автогражданской ответственности пострадавший (или несколько таковых) обращается за возмещением ущерба/вреда не к виновнику происшествия, а непосредственно в страховую компанию последнего.

За время действия закона об ОСАГО лимиты по возмещениям периодически увеличиваются, одновременно с этим возрастает и стоимость страховки. На какой максимальный размер выплат на данный момент может рассчитывать потерпевший в той или иной ситуации? Предусмотрены следующие предельные выплаты:

  1. Если речь идет о возмещении ущерба, причиненного имуществу пострадавшего или нескольким пострадавшим (отдельно каждому независимо от их числа) – 400 тыс. руб.
  2. В случае причинения вреда здоровью потерпевшего (каждому из них, если таковых несколько) – 500 тыс. руб.
  3. В случае гибели потерпевшего (-их) предельная сумма возмещения близким родственникам каждого – 475 тыс. руб.
  4. В аналогичной ситуации дальние родственники могут рассчитывать на сумму в размере – 50 тыс. руб.
  5. Возмещение по Европротоколу распространяется только на единственного пострадавшего, и оно составляет 100 тыс. руб.

Следует помнить и о том, что при повреждении автомобиля пострадавшее лицо теперь может рассчитывать на восстановление ТС в автомастерской, предложенной страховщиком. В ситуации такого рода расходы на ремонт и затраты, связанные с оценкой ущерба будут вычтены из причитающейся к возмещению суммы.

Стоимость полиса автогражданской ответственности в российских регионах корректируется в соответствии с данными, полученными страховыми компаниями о водителях (точнее о их поведении на дорогах).

В частности, при расчете будут учитываться штрафы, имеющиеся в «багаже» у автовладельца за такие нарушения, как:

  • управление авто без полиса, страхующего его гражданскую ответственность;
  • управление транспортным средством в состоянии алкогольного/наркотического опьянения;
  • умышленное создание на дороге аварийных ситуаций;
  • оставление виновником места дорожного происшествия и т.п.

Так же цена страховки находится в прямой зависимости от следующих факторов:

  • тарификации страховой компании;
  • регионального коэффициента (в соответствии с утвержденными ЦБ РФ);
  • водительского стажа;
  • типа транспортного средства.

Все бумаги, выдаваемые страховщиком на подпись автовладельцу, последнему надлежит тщательно изучить во избежание лишних трат, так как представители СК нередко пытаются продать клиенту дополнительные услуги, которые приводят к удорожанию ОСАГО.

Не исключается возможность и самостоятельного получения автовладельцем полиса посредством интернета (как первичного, так и повторного), в частности, сделать это можно:

  • через портал ГОСУСЛУГИ;
  • через официальный сайт предварительно выбранной СК, пройдя предложенную процедуру регистрации.

Эти варианты позволяют сократить временные затраты, а в некоторых случаях и затраты финансовые, так как ряд страховщиков готовы предложить таким клиентам скидки.

ОСАГО — это основной автостраховой документ, используемый на территории России. Его наличие является обязательным условием для выезда на дорогу (причем это касается любого авто и специального транспорта, а также мотоциклов). Он обеспечивает автовладельцам возможность возмещения причиненного кому-либо (или же полученного) ущерба после дорожного происшествия.

Ранее (до того, как обязательное автострахование было введено), водитель, попав в аварию и оказавшись в ней виноватым (и не имея при этом добровольной страховки), был обязан выплачивать весь ущерб пострадавшему за свой счет, причем суммы эти порой могли быть очень большими. В настоящее же время полис обязательного автострахования защищает автолюбителей от подобных ситуаций — необходимую сумму теперь выплачивает не сам виновник, а страховая компания, с которой он заключил договор.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Срок действия КБМ после окончания полиса ОСАГО или сколько действует скидка по ОСАГО (видео) — Страхование

Справка: возмещение ущерба происходит не только при дорожном происшествии с участием автомобилей, но и при нанесении повреждений пешеходам либо недвижимому имуществу (например, дорожным ограждениям, знакам, столбам и так далее).

Первые действия при ДТП

Если вы попали в ДТП, то не нужно паниковать. Необходимо трезво оценить ситуацию и действовать четко по инструкции. Порядок действий по ОСАГО при ДТП можно прочитать в Правилах Дорожного Движения (п. 2.5).

  1. Остановите машину, включите аварийку, заглушите двигатель и выставьте знак аварийной остановки. В темное время суток наденьте светоотражающий жилет. Это обязательно нужно сделать, чтобы не спровоцировать ещё одну аварию.
  2. Если есть пострадавшие – окажите им первую медицинскую помощь и вызовите скорую.
  3. Сообщите о происшествии в ГИБДД. Вызвать сотрудников можно с городского телефона или уличного таксофона по номеру 02, а с мобильного можно позвонить по общему номеру 112. Номер полиции отличается у различных операторов сотовой связи (020, 002, 902).
  4. Сообщите об аварии своему страховщику по номеру, указанному на полисе. (Обратите внимание, этот пункт далеко не последний в списке. В страховую компанию лучше позвонить как можно раньше.)
  5. До прибытия сотрудников не перемещайте автомобили и предметы, имеющие отношение к аварии. Осмотрите транспортное средство, запишите данные и контакты возможных свидетелей.
  6. Если есть возможность, то обстоятельства аварии лучше зафиксировать с помощью фото- и видеосъемки.

Фотографии с места аварии должны быть максимально подробными.

  • Общий план. Должны быть видны поврежденные автомобили и проезжая часть. По такому фото легко определить, что это за место – парковка, двор жилого дома или оживленная улица.
  • Сфотографируйте состояние дорожного покрытия, следы торможения, разлетевшиеся обломки деталей и осколки стекла.
  • Зафиксируйте состояние транспортных средств с помощью общих фото спереди, сзади, с боков. Номера должны хорошо просматриваться.
  • Снимите крупным планом все повреждения.

Что следует делать, если водители решили оформить аварию по европротоколу? Первым делом необходимо сфотографировать место ДТП. Лучше сделать несколько снимков в разных ракурсах. Фотографии будут являться достаточным доказательством для страховой компании, поэтому свидетелей к этому процессу можно и не привлекать.

Только после этого автомобиль можно будет убрать с места ДТП. После этого водителям необходимо заполнить извещения, в которых зарисовывается схема дорожного происшествия. Пострадавшему после ДТП останется просто отнести извещение в страховую компанию. Потом нужно только подождать, пока страховщики рассмотрят обращение.

Фото 4

Как поможет полис ОСАГО, если  вы признаны потерпевшим

Автомобилисты обычно невнимательно выбирают страховщика, с которым заключают договор страхования. Бытует мнение  – если невиновен в ДТП, страховую выплату придется получать в организации, застраховавшей виновника, поэтому нет никакой разницы, где получать полис ОСАГО. Начиная с марта 2009 г. стало возможным получать выплаты через застраховавшую  компанию (прямое урегулирование убытков).

После введения прямого урегулирования стало, возможным не бродить в поисках филиала компании виновника, а спокойно сдать документы  своему страховщику. Для этого должно быть выполнены  следующие моменты:

  • В ДТП участвовало 2 авто.
  • У обоих участников  автоаварии имелся действительный полис ОСАГО.
  • Вред нанесен исключительно имуществу.

Если хоть одно условие не выполняется (столкнулись более 2 машин, или причинен вред здоровью, жизни участников), прямая дорога  к страховщику виновного.

Часто мелкие страховые компании “спихивают” своих попавших в аварию страхователей за  возмещением  в страховую организацию виновника, придумывая различные доводы (более долгое ожидание выплаты, возможность отказа со стороны компании виновника).  Стоит хорошо подумать над выбором компании — страховщика, не пользуясь услугами фирм с сомнительной деловой репутацией, какими скидками туда не заманивали.

Выплачивается ли страховка ОСАГО виновнику ДТП?

Еще один популярный вопрос касается того, может ли виновник ДТП получить страховку по ОСАГО. Ответ здесь отрицательный, поскольку данный страховой полис предусматривает выплату денежного возмещения только пострадавшей стороне.

Более того, в некоторых случаях оплата по ОСАГО при ДТП предполагает подачу встречного иска со стороны страховой компании к виновнику аварии. Например, если виновный вел машину в состоянии опьянения или умышленно причинил вред имуществу, здоровью или жизни других участников движения. На эту тему имеется отдельная статья: Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП.

Что касается того, выплачивается ли страховка ОСАГО виновнику ДТП, если по итогам разбирательства с него была снята ответственность за случившееся, то ответ положительный.

Если не виновен ни один из участников движения, например, причиной ДТП стал некорректно стоящий знак или плохое покрытие дороги, возмещение будет положено всем пострадавшим. В таких случаях также производится выплата страховки ОСАГО при ДТП.

Возмещение средств конкретно виновной стороне допускается только по договору КАСКО. Для этого в страховом соглашении должен содержаться соответствующий пункт.

После аварии всеобщее сочувствие и компенсацию за поврежденную машину, подорванное здоровье получает потерпевший. А ведь есть еще и виновник, который также может быть травмирован и остаться с разбитым автомобилем. Не вполне ясно, выплатят ли ему страховку, если на его ТС тоже есть полис.

То есть речь идет о компенсации пострадавшему. А что касается другого участника происшествия, он несет гражданскую ответственность, раз виновен. Даже когда она застрахована, о выплатах ему в законе не сказано.

После аварии возможно еще и прямое возмещение убытков, то есть выплаты страховой компании своему клиенту, попавшему в аварию, а не его оппоненту. Но есть обязательное условие – он должен быть потерпевшим. То есть и прямое возмещение виновника не касается. Это значит, что все личные затраты, возникшие из-за ДТП, он несет сам.

Но совсем без выплат даже автомобилист, устроивший ДТП, не останется. Точнее, он может рассчитывать на них, если не является единственным виновником. Иногда в аварии участвуют несколько автомобилей. И во время расследования выясняется, что правила нарушил не один водитель. То есть само происшествие и ущерб возникли по вине двух или более участников. Ответственность в таком случае считается обоюдной.

Значит, и потерпевших как минимум двое. То есть компенсацию от страховщика должен получить каждый из них.

Но представители компаний активно возражают в таких случаях против выплат. Чаще всего участнику ДТП, который является одновременно и виновным, и потерпевшим, приходится доказывать свое право на получение компенсации в суде. Именно от этой инстанции зависит, каким образом будет трактоваться Закон об ОСАГО применительно к данному ДТП. Возможны следующие варианты решения:

  • Если суд определит, что здесь должно быть выделено два состава правонарушения, виновник, являющийся еще и потерпевшим, получит возмещение. Но только за тот вред, который нанес ему второй участник. Ущерб, возникший в результате его собственных действий, то есть нарушения ПДД, страховщик погашать не будет.
  • Суд может установить, что разделять составы приведших к аварии правонарушений нецелесообразно. Если дело рассматривается в совокупности, определяется виновность каждого автомобилиста или ее отсутствие. Даже при возложении на участника ДТП части ответственности в возмещении могут отказать. Ведь оно положено только потерпевшим.

Случается, что виновник аварии добровольно компенсирует второй стороне нанесенный ущерб, а потом подает заявление о возврате этих средств своему страховщику. Но ему не стоит рассчитывать получить их от компании даже при наличии подтверждающих выплаты документов. Потому что в законе нет обязанности страховщика возмещать затраты виновника аварии на погашение нанесенного им же урона. Компания откажется платить также за:

  • ущерб имуществу или здоровью, жизни, возникший из-за влияния опасного груза, который не был застрахован;
  • вред, нанесенный окружающей среде при тех же обстоятельствах;
  • моральный ущерб;
  • неполученную выгоду;
  • виновного, не внесенного в полис.

Если сумма на погашение ущерба выше той, что разрешена законом, страховая тоже не обязана ее платить.

Выплаты виновнику

Подавляющее большинство автомобилистов никогда не попадали в автокатастрофу. Этот факт очень радует, но всему, как говорится, время и случай. Кому полагается выплата по ОСАГО в результате ДТП – этот вопрос стоит выяснить заблаговременно. И выплачивается ли страховка виновнику ДТП по ОСАГО, вы также узнаете здесь.

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности.

Договор по ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности перед остальными водителями.

Другими словами, полис покрывает урон, нанесённый владельцем автогражданки или водителем, допущенным к управлению данным транспортом невиновным гражданам.

Суть дела в том, что закон защищает невиновную сторону от неосторожных действий страхователя. Поэтому для виновника ДТП выплата неустойки прямо не предусмотрена, за исключением некоторых случаев. Позже вы о них узнаете.

Для того чтобы выплачивать страховку при столкновении транспортных средств, необходимо определить инициатора автокатастрофы.

Поскольку компенсация необходима потерпевшим, то правонарушитель обязан иметь действующую автостраховку.

Однако практическая сторона жизни красноречиво свидетельствует о некой условности жертвы и виновника аварии. Зачастую несоблюдение ПДД касается обеих сторон. Но последнее слово остаётся за решением судьи, поскольку все споры о невиновности решаются только в судебном порядке.

Бывают случаи, когда оба водителя транспорта признаются виновными. Приведем три основных варианта определения спровоцированных столкновений:

  • Нарушитель ПДД установлен и несет полную ответственность, так как второй участник стал жертвой.
  •  Оба водителя нарушили правила дорожного движения и признаны инициаторами аварии. Вина также может распространяться на большее количество водителей, если таковые имелись.
  • Нарушитель наехал на неподвижный предмет (столб, дерево, ворота, автомобиль и т. д.). Это такая ситуация, когда участник и инициатор предстаёт в одном лице.

От ДТП не застрахован никто, виновником аварии может стать даже очень опытный водитель. И весьма актуальным становится вопрос, положены ли выплаты по добровольной «автогражданке» виновнику ДТП. Попробуем в этом разобраться.

Договор и законодательство предусматривают некоторый перечень оснований, подпадающих под категорию «страховое событие». К таким событиям по ОСАГО относятся ДТП, повлекшие за собой причинение урона здоровью и жизни, а также имуществу невиновных лиц.

Таким образом, ОСАГО призвано, прежде всего, защитить права людей, ставших жертвами ДТП, закрепив их право получить возмещение ущерба в виде выплаты. Что касается выплат виновнику ДТП по «автогражданке», то они прямо не предусмотрены.

Исходя из законодательства, виновник аварии компенсацию не получает, все расходы по ликвидации последствий он будет нести сам в полном объеме.

— сумма выплаты превышает установленный лимит выплат по ОСАГО.

Кроме ситуаций, когда выплаты вообще не производятся, можно выделить случаи, когда страховая фирма выплачивает компенсацию, но получает право на регрессное требование. Другими словами, выплаты пострадавшим страховой компанией будут сделаны, но страховщик может через суд потребовать с клиента всю сумму, которую он выплатил.

Это возможно в случаях, если:- страхователь во время ДТП пребывал в состоянии опьянения;- застрахованное лицо сознательно причинило урон имуществу сторонних лиц или их здоровью и жизни;- водитель во время совершения действий, которые повлекли за собой ДТП, не имел права управлять автомобилем;- водитель исчез с места ДТП;- страховое событие произошло в момент, когда вождение осуществлялось в период, не предусмотренный договором ОСАГО.

Полис ДСАГО

У ОСАГО сегодня есть четкий лимит выплаты. Если причиненный убыток превышает этот максимальный лимит, то остаток суммы взыскивается посредством суда с виновника ДТП.

Чтобы обезопаситься от такой ситуации, гражданин может купить полис ДСАГО. Стоимость такого полиса начинается примерно от 1200 — 1300 рублей (в зависимости от суммы покрытия и т.д.

), а договор в большинстве случаев позволяет полностью покрыть суммы, которые превышают лимит выплаты по обязательному страхованию автогражданской ответственности. Правда сейчас (на момент написания этой статьи) отдельно полис ДСАГО страховые компании выписывать не хотят, только вместе с каско или ОСАГО.

Да и если авто старше 5 лет, то ДСАГО не оформят. В этом случае возможно только продление добровольной «автогражданки», если полис ДСАГО действовал в предыдущий период страхования.

А в общем, конечно, добровольная «автогражданка» может быть полезным дополнением к ОСАГО для тех, кто не до конца уверен в своем водительском мастерстве или достаточно осторожен и не желает нести возможные материальные потери.

Выплаты виновнику

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://autopravo.club/strakhovanie/osago/
  • https://kosago.ru/avto/strakhuet-polis-osago/
  • https://kosago.ru/avto/daet-osago-avtovladeltsam-avarii/
  • https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/straxovanie/pomogaet-li-polis-osago-avtovladelcu.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий